ФЭНДОМ

Сорочинская ярмарка (повесть)
Повесть
Оригинальное название Сорочинская ярмарка
Язык оригинала Русский
Автор Николай Васильевич Гоголь
Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
< предыдущая следующая >
нет Вечер накануне Ивана Купала

«Соро́чинская я́рмарка» — повесть Н. В. Гоголя, которая открывает первую книгу автора — сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Действие разворачивается в селе Великие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области, на родине писателя.

АннотацияПравить

«На ярмарке случилось странное происшествие: все наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка. Старухе, продававшей бублики, почудился сатана, в образине свиньи, который беспрестанно наклонялся над возами, как будто искал чего. Это быстро разнеслось по всем углам уже утихнувшего табора...»

Действующие лицаПравить

Содержание повестиПравить

Действие поделено на 13 главок пронумерованных римскими цифрами.

IПравить

В первой главе описывается время действия -- август тридцатилетней давности "тысячу восемьсот... восемьсот..." -- и основное место действия -- "местечко Сорочинцы". Также задаётся общая атмосфера, читатель знакомится с основными действующими лицами -- отец, дочь, мачеха, юноша,-- но читатель наблюдает за ними лишь со стороны, не зная их имен и лишь догадываясь о их целях.
Здесь же и завязывается первый конфликт: юноша ("парубок") очаровывается дочкой и ссорится с мачехой, вступая с ней в словесную перепалку и бросая ей вслед кусок грязи, который вымазывает той дорогой чипец. Всю эту главу можно было бы назвать "На пути к ярмарке" или "На подъезде к ярмарке".

IIПравить

В этой главке описывается общее впечатление от ярмарочных будней и показана встреча красавицы-дочери и её воздыхателя из предыдущей главы. А также показано, что между молодыми людьми возникает сильная обоюдная симпатия.

IIIПравить

Пока отец, приехавший на ярмарку торговать пшеницей, внимательно слушает разговоры конкурентов, его дочь обнимается с парнем. Продавцы боятся плохой торговли, так как заседатель отвёл под ярмарку проклятое место, в народе уже ходят слухи о чертовщине: "того и жди, что опять покажется красная свитка[1]!".
Отец отвлекается, когда обнаруживает свою дочь в объятиях молодого незнакомца. Но молодой человек прекрасно знает кто перед ним – Солопий Черевик, а себя он объявляет сыном его давнего приятеля Охрима Голопупенкова. Не теряя инициативы, он сватается к дочери торговца Параске. Солопий рад, и нарёкши молодца зятем, отправляется с ним отметить этот поворот событий в известную всей Сорочинской ярмарке ресторацию, которую содержит одна жидовка. Там парубок впечатляет Солопия не поморщившись, по-молодецки, осушая большую кружку пенной выпивки. Солопий остаётся очень доволен своим выбором зятя. После тога как они расходятся, жених оправляется по рядам на поиски традиционных свадебных подарков.

IVПравить

Вернувшись домой, Черевик с порога "радует" свою супругу тем что нашёл для дочки жениха. Недовольная сожительница сразу же предполагает, что будущий зять – тот самый парень, который запустил в неё на мосту комком грязи. Когда так и оказывается, Хавронья пытается вцепиться Солопию в волосы и Черевик с сожалением понимает, что ему придётся отказать «доброму человеку ни за что ни про что».

VПравить

Парень в белой свитке горюнился вечером на фоне затихающей ярмарки, когда его окрикивает цыган, который хочет выгодно купить у него волов. Но видя, что тот сильно не в духе, и поняв причину его настроения -- Грицко, так зовут парня, вешал бы подкоблучников будь он царём -- предлагает помочь с женитьбой если он отдаст волов по дешёвке. Грицко недоумевает, но взглянув на хитрую физиономию цыгана, соглашается.

В смуглых чертах цыгана было что-то злобное, язвительное, низкое и вместе высокомерное: человек, взглянувший на него, уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие, но которым одна только награда есть на земле — виселица.

— Из произведения

VIПравить

Хавронья Никифоровна, Хивря, пока её муж с кумом сторожат свой товар и ночуют под возами, тайно принимает у себя поповича Афанасия Ивановича. Перелезая через плетень, попович падает в заросли крапивы. Утешая неловкого кавалера, Хивря угощает его в избе галушечками и пампушечками. но попович вскоре начинает умолять о кушанье послаще – о любви Хавроньи. Он начинают флиртовать, но их прерывает неожиданный стук в ворота: Черевик с кумом неожиданно вернулись домой. Хиря наспех прячет любовника на положенных под потолком досках и бежит открывать.

Интересно отметить, что сцена некоторыми намёками в используемых словах и действиях отсылает читателей к библейской легенде грехопадения.

VIIПравить

VIIIПравить

IXПравить

XПравить

XIПравить

XIIПравить

XIIIПравить

СноскиПравить

  1. Cвитка – кафтан