ФЭНДОМ

«Слава Богу, что мы русские»
Н. В. Гоголь

Николай Васильевич Гоголь, как известно родился в Малороссии в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Украинской национальности собственно тогда и не было, как и не было такого понятия-Украина. Была Малороссия, входившая в состав Российской Империи. Все жители до начала ХХ века – как Большой Руси, так и Малой, - одинаково считали себя русскими. Таким образом для Николай Васильевич Гоголя не было вопроса "кто он, русский или украинец?", он был и русским и малороссом. Это были две формы идентичности, самосознания, которые друг друга не исключали. Николай Васильевич ощущал себя не украинцем, а именно что малороссом. Представителем особой ветви, но русского, а не какого иного народа. Вот есть казаки, сибиряки, поморы со своим специфическим говором, традициями и любовью к малой родине, а есть малороссы.

Сейчас на родине Гоголя его издают на украинском языке, где все беспощадно переделывается. Где писатель говорит "русская земля", они пишут "украинская земля", где классик говорит о силе русского народа, они пишут "украинского народа" и так далее. Жестокой цензуре подвергают его произведения, насильно делая Гоголя каким-то оголтелым националистом. Это не вызывает уважения, это надругательство над памятью писателя.

Философ Николай Бердяев полагал, что национальная идентичность - это не кровь, а состояние души. Кем человек себя считает, тем он и является.

Известно, что в одном из писем Николаю Васильевичу пришлось разъяснять:

«Скажу вам одно слово относительно того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, было одно время предметом ваших размышлений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянином перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро наделены Богом, и, как нарочно, каждая из них в отдельности имеет в себе то, чего нет в другой».